В мегаполисах активное движение на дорогах не прекращается ни днём, ни ночью. В связи с огромным потоком машин и всё возрастающей загруженностью дорог ещё в середине прошлого столетия было решено проложить подземные автомобильные тоннели в Москве, которые соединяли бы между собой оживлённые транспортные магистрали. Всего их сегодня насчитывается 14, каждый из которых по-своему интересен и имеет собственную историю.
Одним из первых был построен
Ленинградский тоннель в Москве в 1961 году, длина которого на сегодняшний день составляет 660 м при глубине 12-14 метров. Он эксплуатировался несколько десятков лет, пока в 2007 году не прошёл реконструкцию, в ходе которой был расширен, а несущие конструкции были укреплены. В этом же году параллельно Ленинградскому проложили Волоколамский тоннель в Москве, длина которого уже составила 1730 м при глубине 20. Этот подземный объект отличает естественная вентиляция и освещение благодаря многочисленным просветам. В настоящее время в этой части города под Ленинградским и Волокаламским подземками прокладывается Алабяно-Балтийская, протяженность которой составит 1935 метров при глубине 22.
Самым продолжительным является
Лефортовский тоннель, в Москве, который относится к 3-му транспортному кольцу и проходит под рекой Яузой и Лефортовским парком. Размер его составляет 3,2 км, в результате чего он занимает 5-е место среди самых длинных тоннелей в Европе. Глубина заложения его – 30 м. Интересно, что строительство подземного коридора спровоцировали возмущения местных жителей, которые категорически были против строительства новой наземной трассы, которая должна была протянуться в историческом районе Лефортово. Здесь предусмотрены все необходимые коммуникационные системы: освещения, вентиляции, дымоудаления, водоудаления, замера загазованности, видеонаблюдения, связь, однако именно здесь происходит большое количество ДТП из-за несоблюдения скоростного режима.
Особой конструкцией отличается Гагаринский тоннель в Москве, в котором имеются три яруса и железнодорожная ветка. Открытие этой подземной дороги, расположенной на 3-м Транспортном кольце, состоялось в 2001 году, протяженностью 1100 метров. Прямо внутри находится станция Малого кольца Московской железной дороги Площадь Гагарина. Двухьярусный Северо-Западный тоннель глубиной заложения 27 м и длиной 3126 м, внутри которого также ходят поезда, открылся в 2007 году. Он проходит под Серебряноборским лесничеством. Внутри этого тоннеля в Москве проходит ещё одни сервисный, диаметром 6,2 метра.
Активно эксплуатируются в городе и области и другие тоннели:
Кутузовский, Новоарбатский, Маяковский, Октябрьский, Таганский, Серпуховский, Шереметьевский,
Тушинский. Не прекращается строительство и других подземных транспортных объектов, призванных разгрузить московские дороги. Их возводят с учётом современных строительных норм, оснащают системами видеонаблюдения, контроля движения и другими необходимыми в наше время системами.